На судебном участке №2 города Бузулука проведено обобщение судебной практики назначения наказания за совершение правонарушений, предусмотренных ст.19.24 КоАП РФ, по делам, рассмотренным во 2 квартале 2023 года.
Цель обобщения: изучение судебной практики рассмотрения дел, назначения наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.24 КоАП РФ, категории лиц, привлекаемых к административной ответственности, сроков рассмотрения дел указанной категории, а также анализ практики возвращения дел в органы, составившие протоколы в связи с нарушениями при составлении протоколов, для устранения недостатков, передача дел по подсудности.
Ст.19.24 КоАП РФ предусматривает наказание за невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.19.24, является установленный порядок управления.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов устанавливается административный надзор.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица может быть установлено такое административное ограничение, как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации и т.п..
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный (т.е. лицо, освобожденное из мест лишения свободы, например, при условно-досрочном освобождении, по отбытии срока наказания) не выполняет обязанностей (ограничений), установленных ему в соответствии с федеральным законом (например, при условно-досрочном освобождении лица суд может возложить на него исполнение таких обязанностей, как: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления госоргана, осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, ст. 73, 79 УК).
Частью 1 ст. 19.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
За повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.24 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, наступает административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи.
Часть 2 ст.19.24 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Оконченным это деяние считается с момента совершения. Оно совершается либо в форме бездействия, либо путем определенных действий (например, употребление наркотических средств). Субъектом данного правонарушения являются только граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста).
Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.
За указанный период на судебный участок поступило 15 дел, по существу рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ, 1 дело возвращено для устранения недостатков, подвергнуто взысканию 14 лиц.
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения граждан к административной ответственности, излагались в протоколах об административном правонарушении, и заключались в нарушении лицом ограничений, установленных решением суда.
Факт совершения административных правонарушений, подтверждался представленными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом посещения поднадзорного лица по месту жительства; копией решения об установлении административного надзора; заключением о заведении дела административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого установлены административные ограничения в соответствии с законодательством РФ; графиком прибытия поднадзорного лица на регистрацию; предупреждением о последствиях не соблюдения ограничений; рапортами сотрудников полиции. Собранные по делу доказательства оценивались с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Анализ мер административной ответственности, предусмотренных ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, показывает, что: 12 лицам был назначен административный арест, 2 лицам - обязательные работы.
При назначении административного наказания мировой судья учитывал, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, личность виновного, его имущественное положение.
Дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.19.24 КоАП РФ, прекращенных производством не имелось.
Оснований, для возвращения протоколов, в орган составивший протокол, для устранения недостатков, не имелось.
В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались. В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Все дела данной категории рассмотрены в день получения протокола. Решения по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.
По всем делам об административном правонарушении копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок, а также в орган, составивший протокол.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что дела указанной категории рассмотрены в соответствии с требованиями закона, нарушений сроков рассмотрения административных дел данной категории не допущено.